«Я говорю: «Делай то, что я хочу». Но ты же могла ответить «нет». Жолдак рассказал, унижал ли он актеров

Журналистка сказала, что многие, с кем Жолдак работал в Харькове, называли его деспотом и тираном. «Главная претензия к тебе, что ты требуешь всепоглощающего подчинения, что ты не даешь возможности построить диалог между актером и режиссером», – сказала Бацман.

Режиссер ответил, что 15 лет назад у него был «тоталитарный период».

«То есть ты унижал тогда людей?» – уточнила журналистка.

«Ну как «унижал»? Я говорю: «Делай то, что я хочу». Но ты же могла ответить «нет», – отметил Жолдак.

Он сказал, что грубить и кричать в общении с актерами – «это нормально».

«На репетиции мы договариваемся: вот линия – это я нормальный, а вот это уже театр, это не я», – сказал Жолдак.

Он отметил, что такое режиссер может себе позволять на репетициях, а в жизни с актерами «целуется и пьет чай».

«[Принимают ли это актеры?] Принимают. Я тебе скажу так: чем талантливее актер, тем больше он хочет вот этого», – сказал Жолдак.

Режиссер объяснил, что у актеров, как и у режиссера, всегда есть выбор, с кем работать.

«Да, я считаю, что искусство – это тотальный квадрат, как бы черный квадрат, в который я сейчас приглашаю добровольно. Когда я работаю на Западе, в контракте три дня вписывается [для выбора]: «Актер, я выбираю тебя, а ты должен меня выбрать». Вот сидят 25 актрис и актеров, я рассказываю, как я работаю. [Спектакль по пьесе русского драматурга Антона] Чехова будем делать, «Дядю Ваню». И потом я рассказываю: «Я хочу, чтобы ты была моя собака на репетиции». Она говорит: «А что это значит?» Я говорю: «Ну как? Я скажу: «Фас!», «Сесть», «Лежать», «Целуй руку», «Монолог 10 минут без пауз», «Не спать», «Спать», «Нет секса», «Секс» [и ты должна выполнять]». И тогда актриса говорит: «Нет. Это не мое. Я не хочу с Жолдаком работать». Или, наоборот, ты меня выбираешь как актриса. Тебе это нравится. Ты из какой-то интеллигентной семьи, но где-то подсознательно ты чувствуешь, что я твой Синяя Борода, тебе нужен такой. А я говорю: «Нет, она мне не подходит», – рассказал режиссер.

Он подчеркнул: для хорошей работы между актером и режиссером должна произойти химия.

«Потому что искусство все равно занимается экстремальной ситуацией человеческой психики, – отметил Жолдак. – И моя теория: лучше на сцене я буду убивать, мучить и страдать, чем это будет в жизни на улицах».

При этом на вопрос журналистки, изменился ли его подход к общению с актерами в Европе, режиссер ответил, что он «европеизировался». Например, в Германии, чтобы поправить актрисе платье, нужно спросить разрешения.

«Потому что там такие правила. Понимаешь? Это проговаривается перед репетицией. И если бы этих правил не было, вот просто отпустили, конечно, были бы большие у всех проблемы. То есть там настолько сильная удавка общественного мнения или законов, что нельзя ехать на красный свет, нельзя трогать актрису… Они выстроили очень жесткую [систему]», – сказал Жолдак.

Интервью с Жолдаком выйдет сегодня на YouTube-канале «Алеся Бацман». Трансляция начнется в 18.00

ВИДЕО

Видео: Алеся Бацман / YouTube

Контекст:

Жолдак родился в 1962 году в Киеве. Происходит из знаменитой театральной династии Тобилевичей-Тарковских. Он является праправнуком украинского драматурга Ивана Карпенко-Карого. Учился в Киевском государственном институте искусств им. Ивана Карпенко-Карого и Государственном институте театрального искусства в Москве.

В 2002–2005 годах был художественным руководителем и режиссером Харьковского драматического театра им. Тараса Шевченко. Из театра ушел после конфликта с руководством Харьковской области, которое было против постановки спектакля «Ромео и Джульетта».

С 2005 года живет в Германии. Сейчас ставит спектакли во многих европейских театрах.

Жолдак является одним из самых известных украинских театральных режиссеров в мире. В 2004 году режиссер получил премию ЮНЕСКО в области исполнительского искусства.