«К Довженко у меня отношение… Он был моим преподавателем. Но у него был один недостаток: он верил в коммунизм. Он верил в светлое будущее, что до него рукой подать. Есть портрет его у меня. Он сидит, изображает работу над книгой. Сидит в халате, а на халате орден Ленина», – сказал Иоселиани.
Режиссер добавил, что не может упрекать Довженко в этом, «потому что он не врал».
«Он написал чудное произведение «Зачарованная Десна». Он снял «Щорса», «Землю». [«Земля»] это замечательная картина. А потом [в 1948 году] снял глупую картину про Мичурина», – отметил Иоселиани.
Он сказал, что подобным образом относился к советской власти не только Довженко.
«В частности, [русский поэт] Володя Маяковский. До тех пор, пока он не написал «Клопа» и «Баню»… Он был из хорошей трудовой семьи. Но потом он попал в лапы к [поэту и художнику, одному из основоположников футуризма Давиду] Бурлюку и компании и впился в идею рая на земле. Но как он ушел из жизни, никому неизвестно. Что бы там ни говорили, ОГПУ (специальная орган государственной безопасности СССР, политическая спецслужба при Совете народных комиссаров СССР. – «ГОРДОН») очень плотно им занималось, насколько я знаю», – сказал Иоселиани.
Он подчеркнул, что Маяковского ненавидела Российская ассоциация пролетарских писателей и другие писательские организации.
«Писали на него… После того как [театральный режиссер Всеволод] Мейерхольд поставил «Баню», пошла такая волна натиска на него и критики… Ну и зависть, да, конечно. Довженко относится к этой категории людей», – считает Иоселиани.
Интервью с Иоселиани выйдет сегодня на YouTube-канале «В гостях у Гордона», трансляция начнется в 18.00
Довженко родился в 1894 году на территории современной Черниговской области. В 1914 окончил Глуховский учительский институт, после чего преподавал в Житомире и Киеве. Затем учился на экономическом факультете Киевского коммерческого института.
В 1918–1919 годах Довженко воевал против большевиков в рядах армии УНР. В 1919 году его арестовали и отправили в концлагерь как «врага рабоче-крестьянского правительства». Он отбывал наказание в течение трех месяцев и был отпущен. Существует версия, что в это время его завербовали чекисты, сообщается на сайте Одесской киностудии.
В 1920 году Довженко вступил в Украинскую коммунистическую партию (боротьбистов), которая вскоре влилась в Коммунистическую партию (большевиков) Украины. В 1921 году его направили на дипломатическую службу за границу (работал в Польше, Франции и Великобритании), в 1922–1923 годах был секретарем консульского отдела Торгового представительства СССР в Германии. Во время работы за границей Довженко исключили из партии за, по его словам, «непредоставление документов на чистку». Довженко утверждал, что документы он послал, но они были утеряны.
В 1923 году вернулся в Украину, поселился в Харькове. В Харькове Довженко начал тесно общаться с украинскими литераторами, участвовал в литературном объединении «Гарт», параллельно работал художником-иллюстратором и карикатуристом. В это же время увлекся кинематографом. В 1926 году переехал в Одессу, где начал работать на местной киностудии. В конце 1920-х – начале 1930-х он снял свои известные фильмы «Звенигора», Авангард» и «Земля». За фильмы «Звенигора» и «Земля» режиссера обвиняли в буржуазном национализме, в прессе появлялись обличительные статьи. «Земля» считается одним из лучших немых фильмов в истории кинематографа.
В 1934 году, опасаясь репрессий, Довженко переехал в Москву. В это время он сблизился с главой СССР Иосифом Сталиным. По заказу Сталина режиссер снял несколько фильмов, в том числе «Аэроград», «Щорс», «Мичурин». В 1935 году его наградили орденом Ленина.
Всего Довженко снял 10 фильмов, 11-й, «Прощай, Америка!», он не завершил. До конца жизни он прожил в Москве, работал на «Мосфильме». В 1943 году написал сценарий к фильму «Украина в огне», но Сталин запретил снимать картину. Довженко умер в 1956 году, он похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.